Что такое архетипы: просто о сложном

 

Психотерапевты и психологи часто интегрируют в свою практику техники и знания из разных подходов, да и сами подходы являются синтезом разных направлений. В работе с темой отношений мне часто доводится прибегать к психоаналитическим концепциям для анализа Ваших ситуаций.

Я хочу предложить Вам маленький кусочек одной из самых “вкусных” теорий – концепции Карла Гюстава Юнга и его архетипов. Это важная часть нашей личности, опираясь на которую мы выбираем себе круг общения и даже партнеров по жизни. Возможно, эта статья поможет Вам что-то понять о своих отношениях и о себе. А если Вы хотите проработать их глубже – милости прошу на консультацию.
Как театр начинается с вешалки, так и теория личности со структуры этой самой личности. Психоаналитические теории ценны прежде всего потому, что они первыми стали рассматривать человека как взаимосвязь сознательного и бессознательного. Эта заслуга принадлежит Зигмунду Фройду. Его ученик, а вскоре и основатель отдельной школы психотерапии – Карл Гюстав Юнг – совершил открытие, которое расширило взгляд на психику. Но обо всем по порядку.

Структура личности у Юнга

Давайте посмотрим на изображение справа, так Юнг видел нашу психическую структуру. Непросто понять, правда же? 🙂 Не бойтесь, сейчас мы во всем разберемся и все поймем.

Ядро, которое находится в самом центре называется “Я”.  по сути “Я” это и есть сознание. Тут находятся все осознаваемые нами чувства, мысли и воспоминания.

Дальше мы видим примыкающую к “Я” структуру под названиемПерсона. В Персоне находятся недостаточно важные переживания, чтобы оставить отпечаток в нашем сознании (в “Я”). По разным причинам они были вытеснены, забыты или попросту проигнорированы. Однако, все эти вытесненные переживания могут быть извлечены. Между “Я” и Персоной существует постоянная взаимосвязь. Персона также определяет то, что принято называть социальным образом или имиджем.

Тень – это третий слой “пирога”. С нее начинается бессознательная часть личности. Сюда входят те переживания и опыт, которые были вытеснены. Но если в Персоне вытеснение связано с незначимостью переживания, то в Тени оно вытеснено потому, что противоречит нашим глубоким установкам и идеалам. В Тень попадает все, что противоречит Персоне и непереносимо для “Я”. Помимо всего, Тень – это личностное бессознательное, в котором содержатся т. н. комплексы.

Комплексы – это эмоционально заряженные переживания, которые могут влиять на наше поведение и, само собой, не осознаются.

За Тенью следуют Анима и Анимус. Эти две структуры заслуживают особого внимания.  Анима и Анимус – этоколлективное бессознательное, это те самые архетипы. Знанием о них мы обязаны именно Карлу Юнгу. В эту структуру входят идеальные представления о мужчинах и женщинах. Мы унаследовали их от наших предков через фольклор. В частности, сказки, сказания, мифологию и рассказы родных.

Так в представлении Юнга выглядит наша целостная психика. Все части связаны между собой и при поэтапной, очень аккуратной работе психотерапевта, можно шаг за шагом отработать каждую из подструктур. Именно это качественно меняет жизнь клиентов, находящихся в терапии.

А теперь об Архетипах

В работе с отношениями очень важно понимать, откуда идет потребность, чувство, мысли или поведение в отношениях. Выбор партнера очень часто бывает связан именно с Архетипами и изучение архетипов позволяет определить истинные потребности в отношениях, психологические голоды и идеалы. А работая с ними можно сильно поменять сценарий отношений.
На мой взгляд, самое простое и понятное объяснения сути архетипов это следующее:

Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде.

Иными словами, это совокупность образов и идеалов, которые не имеют реального отдельного прототипа в виде человека, нам знакомого.
На сегодняшний день архетипом мы называем те подсознательные образы, которые являются:

  • устойчивыми;
  • встречаются у всех народов и во всех временных периодах;
  • всегда удален и обладает набором как положительных, так и отрицательных характеристик;
  • находит отражение в мифах и сказках;
  • влияет на эмоциональное состояние человека;
  • всегда вызывает реакцию у индивида.
В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Описывать его наблюдения – занятие долгое, лучше почитать его работы. Они интересны и понятны.
К примеру, скачайте книгу “Архетип и символ”.

Женские архетипы

В продолжение теории Юнга, Шинода Болен стала изучать отдельно архетипы женщин в мифологии. Она выделила 11 архетипов:

  • Артемида – образ женщины, которая способна добиваться своих целей. Она сильная, целеустремленная, не терпящая ограничений.
  • Афина – это мудрая и сильная женщина, которая не поддается на эмоции и способна оставаться собранной в любой ситуации, анализировать и принимать решения.
  • Геста – это воплощение самодостаточности, уверенности  целостности. Образ женщины, прекрасной самим фактом своего существования.
  • Юнона – женщина, смыслом жизни которой являются отношения с мужчиной, но в них она эмоционально нестабильна и ревнива.
  • Деметра – это образ заботливой и теплой женщины, в сердце которой есть место каждому.
  • Персефона – это женщина, которая зависит от мнения окружающих, она удобна всем, кроме себя и поддается любому влиянию.
  • Афродита – чувственный и нежный образ женщины, творческой и глубокой. Этот архетип воплощает в себе суть женского начала.
  • Геба – образ женщины, которая не принимает свой возраст и тщательно избегает малейших признаков зрелости.
  • Тюфе ( она же Фортуна) – этот архетип несет в себе противоречивую натуру, которая стремится все держать под своим контролем, но при этом не прогнозируя и не предусматривая последствия.
  • Немизида – это архетип женщин, для которых принципиальной явлется совесть и честность. Женщинвы с таким архетипам неспособны прощать несправедлаивость.
  • Геката – очень глубокий архетип, который проявляется в потребности мистифицировать все, что происходит в жизни. “Носители” такого архетипа часто уходят в оккультные практики.
Часто мы можем наблюдать сочетание двух-трех архетипов в одной женщине. Иногда они могут “соперничать” за доминирование в сфере бессознательного. Примером такой внутренней конкуренции является потребность иметь счастливую и крепкую семью, наряду со рвением преуспевать в карьере. Подробнее о вопросе роли женщины в обществе мы говорили в статье “Женщина в сфере труда“.
В работе с темой женственности, самореализации и отношений часто является очень уместным поиск доминирующего архетипа и вычленение из него базовых потребностей в отношениях.

Мужские архетипы

Носителями архетипов являются все, кто находится в обществе. На основании архетипов возникает интерес и вырабатывается предпочтительный типаж партнера. Именно поэтому при работе с отношениями анализ архетипов может быть очень полезен.
В данной статье рассматриваются не все системы архетипов. Мы остановились на самых понятных и знакомых всем – божественные персонажи. Шинода Более, которую я упомянула выше, очень понятно пояснила и смысл мужских архетипических образов:
Мужские архетипы несут в себе нагрузку двух ролей – отцовской и сыновьей.
Отцовские архетипы это:

  • Зевс – отец богов, великий Зевс, является архетипом людей сильных и уверенных в своих успехах на любом поприще – от бизнеса до любовных похождений.
  • Гадес – это архетип мужчин, верящих в свою интуицию и часто уходящих в себя. Они обычно тихи и загадочны, слегка отстраненные и довольно эрудированные.
  • Посейдон – носители этого архетипа склонны к ярким и красивым эмоциям, которые часто подавляются общественным мнением. Иногда “посейдоны” бывают вспыльчивыми.
Далее идут архетипы сыновей:
  • Аполлон – архетип зрелого, сознательного и рационального мужчины. Он несет в себе здравый смысл и всеподавляющую логику.
  • Гермес – носитель этого архетипа очень легок на подъем, он с легкостью включается в идеи и предложения.
  • Гефест – архетип трудолюбивого, сильного человека, принявшего решение быть хорошим специалистом в том, что он делает. Однако при этом он остается очень уязвимой и глубокой личностью.
  • Арес – это “реагирующий” архетип. Это значит, что он склонен поддаваться импульсам и эмоциям, не всегда учитывая последствия.
  • Дионис – архетип, который четко вписывается в высказывание “мужчины как дети”. Неконкурентный, неконфликтный увлекающийся тип, который способен с головой уходить в ту деятельность, которая приносит наибольшее удовольствие.

Обычно мужчины являются явными носителями одного архетипа, а остальные периодически “фонят”. В выборе партнерш, и даже просто подруг, мужчины опираются на доминирующую потребность своего архетипа.

Архетипы и Транзактный Анализ

Как психолог, работающий в сфере транзактного анализа, я вижу в архетипах также структуру  эго-состояний: Родителя, Ребенка и Взрослого. У женщин, к примеру, детское эго-состояние может проявляться через архетип Персефоны, Гебы или Афродиты. А у мужчин – Диониса, Ареса и Гермеса. Взрослое эго-состояние у женщин может проявляться через архетип Гесты, а у мужчин – в виде Зевса или Аполлона. Внутренний Родитель женщины может оказаться архетипом  Немизиды или Деметры, а у мужчин – Гефест или Посейдон.

В проявлениях этих архетипов часто определяются внутренние “голоды”, фиксированные на разных этапах жизни (Детское эго-состояние), актуальные потребности человека (его Взрослое эго-состояние) и моральные ценности и табу (Родительское эго-состояние).

Очень красиво соотносятся теории разных подходов и очень часто приходится сочетать анализ одного направления психотерапии и другого.
Если Вас заинтересовала тема Архетипов, рекомендую Вам уделить внимание таким книгам (просто нажмите на название, чтобы перейти к источнику):

Я искренне надеюсь, что эта статья оказалась для Вас интересной и полезной! С интересом прочитаю Ваши отзывы ниже!

Please follow and like us:
error

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

RSS
Facebook
Facebook
Pinterest
Pinterest
LinkedIn
Follow by Email
INSTAGRAM